По вопросу «О проектах Концепции национальной безопасности и военной доктрины» доложила заместитель генерального директора по идеологической работе и социальным вопросам Ж.В.Кустрей.
Встреча обусловлена поручением Президента Республики Беларусь – обеспечить прозрачность перед белорусским народом той политики, которую реализует наша страна. В том числе – нашей военной политики, основные положения которой получают юридическое оформление в виде Военной доктрины государства.
События последних десятилетий свидетельствуют о том, что современный мир переживает сложный период обострения геополитических противоречий, связанных с переделом зон влияния и столкновением цивилизаций.
Республика Беларусь находится в центре восточно-европейского региона на стыке силовых линий набирающей обороты военно-политической напряженности. Очевидно, что любые изменения международной безопасности в регионе напрямую сказываются и на состоянии национальной безопасности страны.
Особенно это стало заметно в последние годы, когда республика столкнулась с серьезной опасностью на уровне рисков, вызовов и угроз, обусловленных жесткими карантинными мерами (Covid-19), попыткой государственного переворота в 2020 году, миграционным кризисом, терактами на железнодорожных магистралях, терактом на военном аэродроме в Мачулищах и сейчас в ходе специальной военной операции на Украине. Все эти события происходили и происходят на фоне непрекращающегося санкционного давления и информационного прессинга со стороны стран Запада, а также развертывания на границах Беларуси инфраструктуры и группировок вооруженных сил НАТО.
1. Общая численность группировки ВС США и ОВС НАТО в Европе составляет около 32,9 тыс. чел. При этом на территории Польши и стран Балтии сосредоточено более 20,2 тыс. военнослужащих. На территории европейских государств развернуто бтгр-18 (около 18,2 тыс. чел.), из них в Польше и странах Балтии – бтгр-9 (около 10,5 тыс. чел.).
2. Авиационная группировка на территории Польши и стран Балтии составляет 126 боевых самолетов тактической авиации. В Европейской зоне размещено 2153 боевых самолета (национальных ВВС – 1910, ВВС США – 243, из них на территории Польши и стран Балтии – 126 самолетов ТА (в т.ч. из состава ВВС Польши – 98, Литвы – 24)).
3. В Польше сформировано 3 дивизии, в стадии формирования находятся еще 3 дивизии. Планируется увеличение численности ВС до 300 тыс. чел.
Литва намеревается разместить механизированную бригаду Германии на своей территории на постоянной основе.
4. К охране белорусского участка ГГ со стороны Польши привлечено свыше 6 тыс. чел., в т.ч. около 2 тыс. военнослужащих, до 3,5 тыс. представителей пограничной стражи и 620 сотрудников полиции.
По сути, в настоящее время против республики ведется гибридная война. Запад пытается с одной стороны изолировать нас от внешнего мира
и представить в качестве соагрессоров, с другой не оставляет надежды на дестабилизацию обстановки внутри страны с целью силовой смены политического руководства.
Очевидно, что события, происходящие сегодня в Восточной Европе, по существу являются звеньями одной цепи и напрямую затрагивают национальные интересы Республики Беларусь в частности и Союзного государства в целом. Защита национальных интересов является приоритетной задачей, без которой невозможно реализовать потребности личности, общества и государства, обеспечить права и свободы граждан, отстоять независимость и территориальную целостность страны.
Новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь трактует понятие «национальная безопасность» как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз и определяет девять основных сфер (будет добавлена биологическая сфера), в которых она должна быть обеспечена.
После заседания Совета Безопасности Республики Беларусь информация об обновлении данного документа привлекла внимание общественности и вызвала значительный резонанс. Мониторинг интернет-СМИ показывает, что абсолютное их большинство активно распространяет тематику принятия в нашем государстве новой Военной доктрины.
Бурную негативную реакцию вызвал данный информационный повод у «беглых» и их западных покровителей. Экстремистские ресурсы активно тиражируют вырванные из контекста отрывки документа, убеждая аудиторию в якобы деструктивной направленности предлагаемых в ней изменений. Помогают им в этом и наши «псевдоэксперты».
Следует отдать должное – на наших оппонентов работают исключительно профессиональные специалисты. Изначально они делали ставку на «раскачку» внутриполитической ситуации в Республике Беларусь перед выборами в Парламент и местные Советы депутатов. В отсутствии официальной информации упор делался на то, что разрабатываемая Военная доктрина является проводником военной политики России, что наши государственные органы не обладают самостоятельностью. То есть в мозги обывателей пытались заложить нарратив, что власть «продалась» России.
Сегодня, когда по поручению Главы государства развернута работа по информированию белорусского народа о ходе работы над Военной доктриной и основных положениях суверенной военной политики Республики Беларусь, акцент в деструктивных СМИ сместился. Сегодня он направлен на дискредитацию экспертов и поиск «жареных» фактов о содержании документа, чтобы сорвать его утверждение на Всебелорусском народном собрании. Важно донести до широких масс правдивую и объективную информацию о работе над доктриной, основных положениях миролюбивой военной политики Республики Беларусь, которую мы проводим на международной арене.
Военная доктрина любого государства отражает отношение страны к вопросам войны и мира, взгляды государства на роль силовых средств при разрешении споров на международной арене. Также она определяет подходы государства к использованию военной силы для защиты конституционного строя от внутренних угроз.
Сегодня, когда весь мир штормит от возникающих в разных его уголках военных конфликтов, очень важно разъяснить и рассказать почему именно сейчас принято решение о внесении изменений в Военную доктрину. Ведь она не меняется просто так. Однозначно ее редактирование объективно вызывает настороженность у народа – не собираемся ли мы воевать?
В этом плане можете успокоить «замыкающееся» на вас население. В действующей Конституции нашей страны недвусмысленно сказано – с территории Республики Беларусь невозможна военная агрессия. А что касается уточнения положений доктрины – всё просто: оно осуществляется, как правило, в условиях существенного изменения геополитической ситуации, либо при изменении внутриполитических условий развития государства.
Для Республики Беларусь на сегодняшний момент все такие условия сложились. Во-первых – радикально изменилась военно-политическая обстановка и политико-силовая конфигурация в Европейском регионе. Глобальное цивилизационное противостояние между Западом и Востоком перешло в «горячую фазу». Непосредственно возле наших границ развязан военный конфликт, который эксперты называют решающим для выстраивания дальнейшего мироустройства. При этом война «находится у нас на пороге»!
Во-вторых – на прошедшем референдуме белорусский народ принял решение о корректировке положений Конституции государства. Появился новый важный государственный орган, уполномоченный формировать и реализовывать военную политику Республики Беларусь.
В-третьих – в государстве разработана и одобрена новая редакция Концепции национальной безопасности – одного из основных документов, который, наряду с Конституцией, составляет базис Военной доктрины. В новой Концепции более четко сформулирован перечень национальных интересов. Уточнен спектр источников угроз для их реализации.
В-четвертых – несколько лет назад обновлена Военная доктрина Союзного государства, которая отражает уточненные взгляды Республики Беларусь и Российской Федерации на обеспечение коллективной безопасности.
В-пятых – с момента принятия действующей редакции Военной доктрины мы продвинулись вперед в развитии национальной теории военного искусства. Закрыты «белые пятна» в вопросах применения военной силы в мирное время, уточнена система операций Вооруженных Сил. Принят ряд знаковых решений в вопросах военного строительства, оснащения структурных компонентов военной организации государства, развития военного сектора экономики страны. Особенно – с учетом жесточайшего санкционного давления со стороны наших оппонентов.
Новое звучание получили вопросы воинского обучения и воспитания, культивирования у граждан Республики Беларусь патриотизма, желания защищать свою Родину.
В целом, перечисленные условия потребовали по-новому уточнить положения нашей военной политики.
Что и было сделано путем разработки новой редакции Военной доктрины Республики Беларусь.
Несмотря на глубокую переработку содержательной части, документ сохранил в себе миролюбивые устремления белорусского народа. Важный посыл новой Военной доктрины – Республика Беларусь ни к одному народу не относится как к своему врагу вне зависимости от действий правительств этих государств.
Новая Военная доктрина не родилась на «голом месте», задел в этом отношении в Министерстве обороны был наработан. Осуществлялась и глубокая научная проработка документа. Разработанный документ – это не только взгляд военных. В этом плане нас нельзя упрекнуть в келейности и узурпации полномочий.
В работе над доктриной участвовали практически все государственные органы. Более того, на этапе согласования проекта документа в Правительстве к работе подключились и местные исполнительные и распорядительные органы. Вполне вероятно, что отдельные должностные лица, присутствующие в этом зале, были ознакомлены с промежуточным проектом документа.
Перед рассмотрением на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь проект доктрины был также направлен и главам палат Парламента. Очень внимательно он рассматривался в ходе заседания Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности. В Совете Республике было организовано заседание экспертного совета, где заслушивалось мнение многих специалистов из гос.органов, аналитических организаций, научных структур.
С учетом всех внесенных изменений и дополнений, фактически, разработанный проект Военной доктрины – это новый документ.
В развитие действующей редакции, в нем реализован целый ряд новшеств.
Первое. Обновленная Военная доктрина может служить основой для урегулирования ситуации в Европе, запуска мирного диалога.
В первых статьях документа мы декларируем нашу готовность выступать площадкой для мирного урегулирования конфликтов и запуска глобального диалога по безопасности.
Кроме того, мы продемонстрировали в ней заинтересованность Республики Беларусь в восстановлении влияния международных организаций по безопасности, таких как ООН, ОБСЕ и другие, эффективном их функционировании по предотвращению и разрешению вооруженных столкновений.
В проекте доктрины мы говорим и о том, что Республика Беларусь открыта к сотрудничеству в военной сфере с любыми государствами.
В том числе и с государствами НАТО – мы готовы возобновить прагматичный диалог при условии прекращения ими агрессивной риторики и действий в отношении нас.
Второе. В документе усилена связь доктрины с обновленной Концепцией национальной безопасности.
В развитие положений Концепции, реализован новый методологический подход, предусматривающий градацию военных опасностей по уровням риска, вызова и угрозы. В проекте доктрины под каждый названный в Концепции источник угрозы в военной сфере сформированы так называемые «линейки» нарастания военной опасности.
Логика при этом следующая: на уровне риска военная опасность характеризуется намерениями противника причинить вред национальным интересам Республики Беларусь. Вызов обусловлен формированием возможностей для реализации этих намерений. Угроза ‒ это конкретные действия противника.
Данный подход позволяет реализовать поэтапную систему реагирования.
Третье. Важное новшество новой Военной доктрины – это адекватность принимаемых мер государством в соответствии с уровнем военной опасности. В обновленной доктрине они направлены на недопущение эскалации военно-политической обстановки, разрядку ситуации.
А самое главное, проект Военной доктрины дает однозначный посыл – мы не должны допустить ситуации, когда реагировать уже будет поздно. Именно поэтому упор сделан на сдерживание от развязывания военных конфликтов. Оно осуществляется выстраиванием системы отношений, сдерживающих процессы возникновения межгосударственных противоречий, поддержанием баланса национальных интересов Республики Беларусь с интересами других стран, обеспечивающих стабильность и мирное сосуществование.
И в этом плане размещение на территории Республики Беларусь тактического ядерного оружия рассматривается как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциальных противников от развязывания вооруженной агрессии против Республики Беларусь – это наша вынужденная мера.
Все новшества Военной доктрины, связанные с градацией военных опасностей по уровням, позволяют государству реагировать заблаговременно и адекватно.
Четвертое. В доктрине важный акцент сделан на недопущение военных конфликтов. В перечень военных опасностей включена возможность применения оппонентами военной силы против Республики Беларусь уже в мирное время, в условиях военно-политического кризиса.
Это то, с чем мы сталкиваемся в настоящее время на наших южных и западных рубежах.
Сами по себе провокации, вооруженные акции и инциденты со стороны наших соседей не являются военным конфликтом. Но реагировать на них необходимо. И в первую очередь – мерами стратегического сдерживания. Что мы сейчас и делаем, показывая высокую боевую готовность всех компонентов военной организации государства.
Пятое. Мы уточнили типологию военных конфликтов для условий Республики Беларусь, отказались от их градации по масштабам.
В новой редакции Военной доктрины основанием для категоризации войн для Республики Беларусь является состав участников. Вместо локальных и региональных войн сейчас в проекте документа рассматриваются межгосударственные и коалиционные войны. Ведь для Республики Беларусь любая война, будь она локальной или региональной, будет охватывать всю территорию государства и потребует напряжения всех сил.
В отношении градации вооруженных конфликтов, как разновидности военного конфликта, – подход остался прежним. Мы сохранили в проекте доктрины положения, связанные с оценкой вероятности развязывания внешними силами на нашей территории внутреннего вооруженного конфликта.
При этом, что касается градации, закрепляя понятие «межгосударственная война», мы делаем важное политическое заявление, что Республика Беларусь готова самостоятельно отстаивать свои жизненно важные национальные интересы.
В понятие «коалиционная война» мы закладываем смысл, что достижение победы в ней будет осуществляться применением белорусских войск совместно с войсками союзников.
Шестое. В новой Военной доктрине четко обозначено, что оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все, начиная от Президента Республики Беларусь, заканчивая каждым гражданином страны.
Регламентирована вертикаль государственного управления в рамках обеспечения военной безопасности и обороны государства. Наряду с функциями вооруженной защиты, которую осуществляет силовой компонент военной организации государства, обозначено место и роль всех других государственных органов.
Здесь и дипломатические усилия наших министерств, ведомств и общественных организаций, и меры в экономической и информационной сферах. В частности, мы будем разъяснять своим гражданам и мировому сообществу правомерность и справедливость наших действий по обороне своей страны.
Обозначено и знаковое место в этой системе местных исполнительных и распорядительных органов. Безусловно, это – участие в реализации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, недопущение дестабилизации обстановки в регионах, осуществление непосредственной подготовки и руководства территориальной и гражданской обороной на соответствующей территории, создание необходимых запасов материальных средств, а также решение других задач в интересах обеспечения военной безопасности и обороны нашего государства.
Положения новой Военной доктрины придадут обороне государства по-настоящему всенародный характер.
Седьмое. Мы собрали воедино и прописали все наши взгляды по выполнению союзнических обязательств. Это давно лежало на поверхности и требовало реализации.
Появилась целая отдельная глава, которая формирует правовую основу для наших действий в случае вооруженной агрессии против наших союзников по ОДКБ и Союзному государству.
Сохранена позиция, что наше государство будет считать агрессию со стороны какого-либо государства или коалиции государств против одного из наших союзников по ОДКБ или Союзному государству как нападение на Республику Беларусь.
В этой же главе мы прописали возможность участия Республики Беларусь в миротворческой деятельности под эгидой международных организаций по безопасности.
Восьмое. Новое звучание в доктрине получили вопросы экономического обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты.
Отражено наше противодействие санкциям, направленность оборонного сектора экономики страны на импортозамещение с одновременным развитием военно-технического сотрудничества с союзниками. Расставлены приоритеты в разработке вооружений и развитии под это производств.
Расширено содержание направлений военного строительства. Они уже не ограничены вопросами формирования и оснащения силовых компонентов военной организации. Сюда вошли вопросы подготовки государственных органов к обороне, мобилизационной подготовки экономики и населения страны, оперативного оборудования её территории.
Важно, что в документе сохранено наше стремление содействовать укреплению международного мира и безопасности. Неизменными остались такие ключевые принципы белорусской военной политики, как неделимость безопасности, равенство государств, невмешательство во внутренние дела и другие общепризнанные принципы и нормы международного права.
В доктрине по-прежнему реализованы сохранившие актуальность принципы высокой готовности, системности планирования, оборонной достаточности, адекватности применения военной силы масштабу военного конфликта.
В целом, по оценкам членов Совета Безопасности Республики Беларусь, в том числе и Главы государства, документ получился взвешенным и выверенным.
Он соответствует нашей Конституции и взятым Республикой Беларусь на себя международным обязательствам.
Принятие обновленной доктрины позволит:
во-первых, донести до международной общественности миролюбивую политику и отсутствие враждебности к кому-либо.
Одновременно обозначить четкий посыл – мы готовы защищать свою страну всеми силами и средствами, в том числе с нашими союзниками по Союзному государству и ОДКБ;
во-вторых, планомерно развивать и строить военную организацию страны, готовить государственные органы к обороне, учить граждан защищать свое Отечество;
в-третьих, позволит государственной вертикали – принимать решения и управлять процессами обеспечения военной безопасности в мирное время, и обороной страны в военное время.
При этом реализовывать наряду с вооруженной защитой широкий спектр невоенных мер, направленных на победу в войне и завершение ее на приемлемых для Республики Беларусь условиях.
Врагов у нас нет. В своей политике мы ни на кого оглядываться и подстраиваться не собираемся. У нас есть собственные интересы и есть взаимные союзнические обязательства.
И только эти факторы будут стоять во главе всех наших решений и действий, как самостоятельно, так и в рамках осуществления коалиционной политики безопасности.
Выражаем признательность всем присутствующим за поддержку наших усилий по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь, сохранению и сбережению мира на любимой белорусской земле, чтобы наш народ мог продолжать спокойно трудиться и растить детей.
Вместе мы сможем довести до широких слоев общественности открытость нашей военной политики и истинные подходы к ней, заложенные в обновленную Военную доктрину.
В ходе проведения встречи среди работников предприятия проведено обсуждение данного вопроса
Заместитель генерального директора
по идеологической работе и социальным вопросам
Ж.В.Кустрей. 04.03.2024