Главная » Новости » Об актуальном – из первых уст

НОВОСТИ

11.01.2019 г.

Об актуальном – из первых уст

20 декабря 2018 г. в рамках проведения единого дня информирования состоялась встреча информационной группы Кричевского райисполкома под руководством первого заместителя председателя Кричевского райисполкома Артемьевой Ольги Ивановны с коллективом работников ОАО «Кричевцементношифер».

По вопросу: О СОДЕЙСТВИИ ЗАНЯТОСТИ И СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ

ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ проинформировала первый заместитель председателя Кричевского райисполкома Артемьева О.И.

Занятость населения является одним из приоритетных ресурсов экономического роста страны. Ключевой целью политики белорусского государства является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности собственным трудом и предприимчивостью обеспечить достойное благосостояние себе и своей семье. На это направлены государственные меры по обеспечению максимально полной занятости населения.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на оказание помощи гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям - в подборе требуемых кадров; организацию профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации по востребованным на рынке труда профессиям; содействие безработным в организации предпринимательской деятельности и др.

В последние годы реализация политики занятости обеспечивается путем выполнения мероприятий подпрограммы «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.

Выполнение мероприятий подпрограммы «Содействие занятости населения» способствует сохранению стабильной, контролируемой ситуации на рынке труда.

Уровень зарегистрированной безработицы в целом по области снизился с 1,1% к концу 2015 года, до 0,4% на 1 декабря 2018 г.

В текущем году рынок труда области характеризуется ростом спроса на рабочую силу, снижением числа обращений граждан в органы по труду, занятости и социальной защите.

За 11 месяцев т.г. в управления по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов (далее - управление по труду) за содействием в трудоустройстве обратилось 29,1 тыс. граждан, из них 17,6 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных.

На 1 декабря 2018 года на учете состояло 1,8 тыс. безработных, что в 1,6 раза меньше, чем на 1 декабря 2017 г. (2,9 тыс. человек).

Нанимателями на 01.12.2018 заявлены сведения о наличии 8,4 тыс. вакансий. Рынок труда ориентирован на рабочие профессии, их удельный вес в общем числе заявленных вакансий составляет 64,4%.

Справочно.

В городской местности наиболее востребованы специалисты в области здравоохранения, инженеры, бухгалтеры, педагоги дополнительного образования, лесники; швеи, водители автомобиля, продавцы, каменщики, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесари - ремонтники, повары.

Наиболее востребованы в сельской местности: специалисты в области здравоохранения, инженеры, зоотехники, бухгалтеры, агрономы; трактористы, операторы машинного доения, водители автомобиля, животноводы.

В текущем году важным инструментом регулирования рынка труда и занятости населения выступает Декрет Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 № 3 «О содействии занятости населения» (далее - Декрет № 3), направленный на стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, ориентацию граждан на осуществление легальной трудовой деятельности.

В каждом городе и районе Могилевской области созданы постоянно действующие комиссии для координации работы по содействию занятости населения. В них входят депутаты всех уровней, специалисты различных подразделений исполкомов. Люди, испытывающие трудности с поиском работы, уже сейчас могут обратиться в комиссию - предусмотрено время приема граждан, информацию об этом можно получить в исполкоме, в районных и городских СМИ.

В число обязанностей комиссий входит работа с базой данных о тех, кто не занят в экономике. Ставится задача не просто найти таких людей, но и понять, почему они не трудоустроены - это позволит более эффективно решать проблемы в сфере занятости. Тем, кто может и хочет работать, помогут с поиском работы. Но если у человека есть возможность трудиться, а он просто не желает этого делать, меры будут иными: в частности, с 1 января будущего года для таких граждан будет производиться расчет по экономически обоснованным тарифам за горячую воду, с 1 октября 2019 - за газ, используемый для обогрева жилья, или услуги централизованного отопления. Коснется норма только тех, кто признается плательщиком жилищно-коммунальных услуг.

Если человек не согласен с включением в базу данных, ему нужно обратиться в комиссию и подтвердить свою занятость для исключения из нее. Обратиться в комиссию нужно и при наличии трудной жизненной ситуации - граждане, объективно находящиеся в такой ситуации, будут освобождены от полной оплаты ЖКУ.

За период работы (01.07.2018-30.11.2018) постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения Кричевского района проведено 26 заседаний, в т.ч.: 16 - выездных, из них: 2 - на базе РОВД, 6 - совместно с СОПОП по ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни, 8 - на базе сельских исполнительных комитетов. Приглашены на заседание комиссии 785 граждан. В комиссию обратились 228 граждан (201 - по приглашению и 27 - самостоятельно). В ходе заседаний комиссии 217 гражданам предложены различные варианты для трудоустройства. Всем обратившимся гражданам оказывается не только консультативная помощь в содействии занятости, в т.ч. и по вопросам принятия участия в оплачиваемых общественных работах, но и предлагаются конкретные варианты для их трудоустройства.

С некоторыми из обратившихся граждан проведены консультации по организации собственного дела, им разъяснены основные нормы Указа Президента Республики Беларусь №337 «О регулировании деятельности физических лиц» от 19 сентября 2017г. Расширенный перечень видов экономической деятельности, для занятий которыми теперь не придется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, расширяет возможности для самозанятости населения Кричева и Кричевского района и вовлечения его в экономическую деятельность. Так, трудоустроены - 58 человек, в т.ч. в виде самозанятости - 24 человека.

Комиссией проведена информационно-разъяснительная работа по выполнению норм Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.04.2018 №314 «Об определении услуг, предоставляемых трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, и об условиях их предоставления» (далее - Постановление №314). Были направлены информационные заказные письма с заказным уведомлением в адрес трудоспособных граждан, не занятых в экономике. С целью информирования населения, систематически результаты работы Комиссии размещаются в виде информационных материалов в районной газете «Кричевская жизнь». С целью информирования жильцов с нормами Постановления №314 направлена информация для ежемесячного размещения в извещениях на оплату жилищно-коммунальных услуг и платы за пользование жилыми помещениями. Также совместно с управлением по труду, занятости и социальной защите райисполкома проведены мероприятия, содействующие комплектованию кадрами предприятий и трудоустройству граждан: ярмарка вакансий и Дни предприятий на базе УП «Шарм Премьер» и ЗАО «Легпромразвитие».

Во исполнение требований Главы государства в районе организована системная работа по созданию рабочих мест для трудоустройства граждан. За 9 месяцев 2018 года на вновь созданные рабочие места за счет создания новых производств и предприятий в целом по району трудоустроено 252 человека.

В целях развития предпринимательской инициативы из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь безработным гражданам предоставляется субсидия в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату заключения с безработным договора о предоставлении субсидии. На 01.12.2018 размер субсидии составляет 2356,31 рублей.

При организации предпринимательской и ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма безработными, зарегистрированными по месту жительства в малых городах и районах с высокой напряженностью на рынке труда, а также в сельских населенных пунктах, размер субсидии для них составляет 15 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (на 01.12.2018 - 3213,15 рублей).

В январе-ноябре 2018 года субсидии предоставлены 9 безработным гражданам.

В целом по району за 11 месяцев текущего года управлениями по труду оказано содействие в трудоустройстве 1042 гражданам, в том числе 729 безработным.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда. К ним относятся: молодые люди в возрасте до 21 года, впервые ищущие работу, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов, инвалиды, лица предпенсионного возраста, ветераны боевых действий на территории других государств, лица, освобожденные их мест лишения свободы и др. Для трудоустройства таких граждан нанимателям ежегодно устанавливаются задания по бронированию рабочих мест. Так, на 2018 год для приема на работу лиц, имеющих дополнительные гарантии, забронировано 85рабочих мест.

Из числа состоящих на учете безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в январе-ноябре 2018 г. трудоустроено 100 человек, из них 76 человек - в счет установленной брони.

Осуществляются мероприятия по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, направленной на приобретение и совершенствование инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков с учетом полученной или имеющейся у них специальности (профессии). За 11 месяцев 2018 г. организована адаптация к трудовой деятельности 3 безработных, имеющих инвалидность.

В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы осуществляется обучение безработных граждан по востребованным на рынке труда профессиям. В настоящее время в Могилевской области обучение безработных проводится по 30 профессиям: маляр, штукатур, повар, продавец, швея, тракторист, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и др.). В январе-ноябре 2018 года на обучение направлено 52 гражданина.

Для содействия неработающим гражданам в оперативном поиске работы проводятся «ярмарки вакансий» с участием нанимателей. За январь-ноябрь 2018 г. в районе проведено 10 «ярмарок вакансий», включая «мини-ярмарки вакансий», в которых приняло участие 250 человек.

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь обеспечен доступ в Общереспубликанский электронный банк вакансий, в котором аккумулируются актуальные сведения о наличии вакансий на предприятиях республики, и к Порталу государственной службы занятости населения, что позволяет нанимателям самостоятельно в онлайн-режиме размещать сведения о наличии у них свободных рабочих мест (вакансий), а гражданам - осуществлять самостоятельный поиск работы.

В целях выполнения норм Декрета № 3 в регионе создана постоянно действующая комиссия по координации работы по содействию занятости населения. Основная работа комиссия направлена на обеспечение максимально полной занятости населения, информирование по вопросам реализации Декрета № 3, ориентацию граждан на осуществление легальной трудовой деятельности, ее видах.

Меры, предпринимаемые по содействию занятости населения, по стимулированию трудовой мобильности граждан, способствуют улучшению ситуации с занятостью населения области, в том числе в регионах приоритетного привлечения трудовых ресурсов.

Комитет по труду, занятости

и социальной защите облисполкома

Управление по труду, занятости

и социальной защите райисполкома

2. По вопросу: ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

(жилищное строительство в Беларуси: новые подходы в законодательстве и ситуация в регионах)

проинформировал Зайцев Александр Владимирович- главный специалист отдела архитектуры и строительства Кричевского райисполкома.

Результаты изучения общественного мнения свидетельствуют об актуальности вопросов обеспечения населения жильем. Так, по данным республиканского опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь в IV квартале 2018г., жилищный вопрос занимал седьмую позицию среди проблем, волнующих граждан (после роста цен, алкоголизма и наркомании, медицинского обслуживания, трудоустройства и др.). На его значимость указал каждый четвертый респондент (24%).

Вопрос обеспечения граждан качественным и доступным жильем находится на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Как отметил Глава государства 3 октября 2017 г. на совещании по проекту новой редакции Жилищного кодекса, "решение квартирного вопроса - один из основных индикаторов развития общества".
"Мы должны создать все условия и механизмы, чтобы помочь людям, нуждающимся, прежде всего, в улучшении жилищных условий.
Это направление - важнейшая составляющая социальной политики Беларуси"
, - заявил белорусский лидер.

****

Основные направления государственной жилищной политики в Республике Беларусь

В нашей стране жилищное строительство развивается в соответствии с концепцией развития национальной экономики, предусматривающей сокращение доли бюджетного финансирования и расширение использования внебюджетных источников, в том числе собственных средств граждан.

В стадии реализации находится Государственная программа "Строительство жилья" на 2016 - 2020 годы, которая направлена на создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье согласно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям.

Для всех категорий граждан (вне зависимости от уровня обеспеченности жильем) государство создает возможности для улучшения жилищных условий.

Государственная жилищная политика реализуется по двум основным направлениям:

  • улучшение жилищных условий граждан с государственной поддержкой при строительстве (приобретении) жилья, дифференцированной по категориям граждан;
  • улучшение жилищных условий граждан без государственной поддержки путем развития существующих и создания новых финансовых механизмов, создания благоприятных условий для строительства жилья на коммерческой основе, увеличения фонда наемного жилья.

Жилищное строительство в Республике Беларусь финансируется из средств бюджета, собственных средств организаций и населения, кредитов банков.

Спорные вопросы, связанные со строительством жилья и отселением жильцов (граждан) при строительстве решаются в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 58 "О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд". Предусмотрены четыре основных способа компенсации гражданам за сносимые жилые дома, квартиры, доли в праве в них:

  • предоставление в собственность квартиры типовых потребительских качеств;
  • выплата денежной компенсации;
  • строительство и (или) получение в собственность жилого дома, равноценного по благоустройству;
  • перенос и восстановление сносимого жилого дома.

Формирование цен на строящееся жилье

Стоимость новостроек формируется в соответствии с законодательством на основании разработанной проектными институтами и прошедшей экспертизу проектно-сметной документации с учетом особенностей в зависимости от источника финансирования.

Сметная стоимость строительства жилых домов устанавливается в общем порядке, установленном Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 18 ноября 2011 г. № 51.

Стоимость строительства 1 м² жилого дома определяется в соответствии с Инструкцией по определению стоимости строительства 1 м² жилого дома в базисном и текущем уровнях цен, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 15 апреля 2008 г. № 18 (далее - Инструкция № 18).

В Республике Беларусь формами финансирования строительства жилья являются:

  • долевое строительство объектов;
  • строительство по государственному заказу;
  • жилищные облигации.

При долевом строительстве жилья стоимость строительства определяется в соответствии со следующими основными нормативными правовыми актами:

  • Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 г. № 263 "О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь";
  • Инструкцией по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации (в базисном уровне цен на 1 января 2006 г.), утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 3 декабря 2007 г. № 25;
  • Инструкцией № 18;
  • Инструкцией о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 14 мая 2007 г. № 10 (далее - Инструкция №10).

При долевом строительстве цена объекта может изменяться в ходе реализации инвестиционного процесса в строительстве уже после подписания договора.

При строительстве по государственному заказу стоимость жилого помещения по договору купли-продажи определяется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 мая 2013 г. № 215 "О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений".

Сметная стоимость строительства жилого дома на дату начала выполнения строительно-монтажных работ за вычетом затрат по проведению инженерных изысканий и изготовлению проектной документации (в том числе проведению ее государственной экспертизы) определяется с применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики Республики Беларусь, с учетом нормативной продолжительности строительства, подтверждается справкой заказчика и остается неизменной на весь период строительства.

Фактическая (окончательная) стоимость 1 м² общей площади квартир жилого дома (жилой части дома) формируется застройщиком в соответствии с Инструкцией № 10 на основании фактических затрат, связанных со строительством объекта, и первичных учетных документов.

Средняя стоимость строительства 1 м² общей площади жилья, рублей

Год

Средняя стоимость

строительства 1 м² общей площади жилья

В том числе с использованием государственной поддержки

Республика

Беларусь

Могилевская

область

Республика

Беларусь

Могилевская

область

2016

881

768

765

708

2017

950

832

784

771

За январь - сентябрь 2018 г. средняя стоимость 1 м² общей площади жилья, строящегося с государственной поддержкой (без индивидуальных застройщиков), в целом по республике составила 834 рубля, в Могилевской области - 818 рублей.

В Кричевском районе 849,54 рубля.

Государственная поддержка граждан в решении жилищных вопросов

При оказании гражданам поддержки при улучшении жилищных условий государство делает упор на стимулирование строительства, а не на приобретение готового жилья. Такой подход не только способствует улучшению жилищных условий граждан, но и поддерживает национальную строительную отрасль.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений" (далее - Указ № 13) основными видами государственной поддержки граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются льготные кредиты и субсидии. Такое строительство жилья осуществляется по экономичным проектам и контролируемым ценам.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 563 "О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений".

Все граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на:

  • налоговые имущественные вычеты;
  • получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома без аукциона;
  • строительство квартиры по договору долевого строительства по льготной цене;
  • аренду жилого помещения государственного жилищного фонда.

Некоторые категории граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют возможность получить во владение и пользование жилое помещение социального пользования государственного жилищного фонда.

Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 "О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений" (далее - Указ № 240) закреплена такая форма помощи отдельным категориям населения, как бюджетная субсидия на уплату части процентов за пользование кредитом.

Право на получение субсидии на погашение основного долга совместно с получением субсидии на уплату части процентов предоставляется в том числе многодетным семьям, имеющим троих и более несовершеннолетних детей, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Наблюдается снижение количества граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий: по сравнению с 2010 годом - более чем на 20%.

Количество граждан (семей), состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (на конец года, тысяч единиц)

2016

2017

Количество граждан - всего

62,809 -

в Могилевской области

694,0 -

в Республике Беларусь

62,545 -

в Могилевской области

678,0 -

в Республике Беларусь

в том числе:

многодетные семьи

3,252 -в Могилевской области

30,4 -в Республике Беларусь

3,456 -в Могилевской области

34,8 -в Республике Беларусь

молодые семьи

34,002-в Могилевской области

324,7 -в Республике Беларусь

33,963- в Могилевской области

318,3 - в Республике Беларусь

В Могилевской области в январе - октябре 2018 г. для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 95,829 тыс.м² общей площади, или 45,6% от общего объема введенного жилья.

В Кричевском районе в январе - октябре 2018 г. для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 1,287 тыс.м² общей площади, или 45,1% от общего объема введенного жилья.

Одной из главных задач, поставленных Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко по решению жилищных проблем граждан, является строительство жилья для многодетных семей.

В Могилевской области в 2017 году 399 многодетных семей улучшили жилищные условия, введено в эксплуатацию 30,973 тыс. м² жилья (423 квартиры). В текущем году планируется ввести в эксплуатацию порядка 1 000 квартир для многодетных семей, а в 2019 году - 1 188 квартир для таких семей.

В Кричевском районе в 2017 году введено в эксплуатацию 2,167 тыс. м² жилья (28 квартир). В текущем году введено в эксплуатацию 20 квартир для многодетных семей, а в 2019 году планируется ввести 60 квартир для таких семей.

Механизмы финансирования строительства (реконструкции) и приобретения недвижимости для физических лиц

Кредитование граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на льготных условиях - в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1996 г. № 346 "О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе" и Указом № 13.

Кредитование граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на условиях банков с использованием государственной поддержки - в соответствии с Указом № 240. Этот механизм сочетает рыночные условия кредитования банками граждан и финансовую помощь государства в виде субсидий. Субсидии предоставляются на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений, а также на погашение основного долга по этим кредитам. Граждане самостоятельно выбирают банк, который предоставит кредит.

Справочно.

Кредитование строительства жилья осуществляется ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белинвестбанк", ОАО "БПС-Сбербанк", ОАО "Банк БелВЭБ", ОАО «Приорбанк».

Кредитование ОАО "АСБ Беларусбанк" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, построенных по государственному заказу, по ставкам, уменьшенным на 50% ставки рефинансирования (далее - СР) Национального банка - в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2017 г. № 1051 "О мерах по выполнению заданий на 2018 год по строительству жилых домов, объемах ввода в эксплуатацию и финансирования строительства жилья и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в 2019 году".

В Могилевской области в 2018 году кредитование ОАО "АСБ Беларусбанк" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, построенных по государственному заказу, по ставкам, уменьшенным на 50% ставки рефинансирования Национального банка не предусмотрено.

Финансирование строительства жилья с государственной поддержкой для всех категорий граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Могилевской области, за счет кредитов

в 2016 - 2017 годах, прогноз 2018 года

Год

Кредиты (всего), млн. рублей

в том числе

льготные

с процентной ставкой, уменьшенной на 50% СР Национального банка Республики Беларусь

по Указу

№ 240

ОАО "АСБ Беларусбанк"

ОАО "Белагропромбанк"

ОАО "АСБ Беларусбанк"

ОАО "Белагропромбанк"

2016

51,83

48,49

3,34

не предусмотрено

не предусмотрено

не предусмотрено

2017

39,81

15,37

0,99

4,75

не предусмотрено

17,98

2018 (план)

106,54

12,14

2,4

не предусмотрено

не предусмотрено

92,0

Кредитование на условиях банков под залог недвижимого имущества (ипотека). По сведениям Национального банка Республики Беларусь, в связи со сложностями, возникающими при обращении взыскания на предмет ипотеки, основным способом обеспечения по таким кредитам выступают поручительства физических лиц.

Справочно.

Кредиты на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья (за исключением льготного кредитования) под залог строящегося или приобретаемого объекта недвижимости предлагают ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС-Сбербанк", ОАО "Белинвестбанк", ОАО "Банк БелВЭБ", ОАО "Белгазпромбанк", "Приорбанк" ОАО, ЗАО "БТА Банк", "Франсабанк" ОАО, ОАО "БНБ-Банк".

Размер процентной ставки по указанным кредитам варьируется от 6,96% (первые 12 месяцев) до 16,10%; срок кредитования от 5 до 25 лет; минимальный процент собственного участия - от 10% стоимости объекта недвижимости.

Кредитование на приобретение жилищных облигаций, которые являются именной ценной бумагой, удостоверяющей право ее владельца на получение определенного размера общей площади жилого помещения от эмитента (заказчика либо застройщика) жилищной облигации в предусмотренный в ней срок.

Участие в системе строительных сбережений, действующей в ОАО "АСБ Беларусбанк" с 2006 года. Первый этап - накопление собственных сбережений, второй - период кредитования. Право участника на получение кредита возникает после окончания сберегательного этапа, в течение которого осуществлялись накопление и хранение денежных средств. Кредиты предоставляются в белорусских рублях на приобретение индивидуальных жилых домов и квартир, строительство индивидуальных жилых домов и квартир, а также на строительство жилых помещений путем приобретения жилищных облигаций.

Справочно.

По сведениям Минстройархитектуры, в настоящее время разрабатывается проект Указа Президента Республики Беларусь "О государственной системе жилищных строительных сбережений". Указанная система призвана стать одним из рыночных механизмов оказания помощи гражданам в улучшении жилищных условий.

Кроме того, в Республике Беларусь развивается лизинг жилья. Для развития рынка лизинга принят Указ Президента Республики Беларусь. Физическое лицо самостоятельно выбирает квартиру либо предоставляет это право лизинговой организации, определив при этом требования к квартире. После чего с лизинговой организацией заключается договор лизинга жилого помещения, лизинговая организация является лизингодателем, физическое лицо - лизингополучателем. Лизингодатель заключает с продавцом квартиры (жилого дома) договор купли-продажи и становится ее собственником. Затем осуществляется передача квартиры (жилого дома) физическому лицу - лизингополучателю. При этом срок владения и пользования квартирой ограничивается только договором лизинга жилого помещения и является результатом договорных отношений.

Белорусское законодательство в соответствии с мировой практикой предусматривает возможность финансирования на условиях лизинга только приобретения готовых жилых помещений, а не их проектирования и строительства.

В результате сделки физическое лицо:

  • приобретает право временного владения и пользования квартирой;
  • принимает на себя обязательства по договору финансовой аренды (лизинга), в том числе по уплате лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга;
  • получает право выкупа квартиры, в том числе и досрочного (по истечении 1 года).

Стоимость предмета лизинга определяется по согласованию между лизингодателем и лизингополучателем и может отличаться от цены приобретения квартиры (жилого дома) лизингодателем у продавца.

Итоги реализации государственной политики в области жилищного строительства

За 2017 год в стране введено 3,8 млн. м² жилья, в том числе построено 588 тыс. м² с господдержкой для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В Могилевской области за 2017 год введено 279,27 тыс. м² жилья, в том числе 49,856 тыс. м² с господдержкой для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На конец прошлого года уровень обеспеченности одного жителя области общей площадью жилых помещений составил 28 м², в том числе в городах - 24,9 м², а в сельской местности - 41,0 м² общей площади на человека.

На 1 января 2018 г. жилищный фонд области составил 213,45 тыс. жилых домов общей площадью 29 695,452 тыс. м², в том числе 1 091,152 тыс.м² общей площади общежитий.

Государственным жилищным фондом в нашей области представлены 8% площади жилищного фонда, частным - 92%.

В Могилевской области в январе - октябре 2018 г. введено в эксплуатацию 210,349 тыс. м² общей площади жилья. Задание по вводу жилья на 2018 год установлено в размере 327,0 тыс. м² жилья.

Из общего объема введенного жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с использованием государственной поддержки построено 60,878 тыс. м² (703 тыс. м² - в Республике Беларусь), в многоквартирных жилых домах в городах - 54,049 тыс. м² (644 тыс. м² в Республике Беларусь).

В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 34,297 тыс. м² общей площади жилья, или 16,3% от общего ввода по области.

За 2017 год в Кричевском районе введено 3,151 тыс. м² жилья, в том числе построено 1,445 тыс. м² с господдержкой для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В Могилевской области в январе - октябре 2018 г. введено в эксплуатацию 2,852 тыс. м² общей площади жилья. Задание по вводу жилья на 2018 год установлено в размере 6,862 тыс. м² жилья.

Из общего объема введенного жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с использованием государственной поддержки построено 1,287 тыс. м², в многоквартирных жилых домах в городе - 1,247 тыс. м².

В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 196 м² общей площади жилья, или 6,9% от общего ввода по району.

Справочно.

Более 45% введенных в эксплуатацию зданий - кирпичные, крупно-блочные и из ячеистого бетона, около 32% - крупнопанельные и объемно-блочные дома, 3,3 - 5% (в зависимости от года) - монолитные из бетона и железобетона, 5,5 - 8,5% - каркасно-панельные и каркасно-блочные. Деревянные дома и дома из других стеновых материалов составляют около 10,5% .

В 2017 году введено 1,6 млн. м² жилья в энергоэффективном формате, из них 150,037 тыс. м² в Могилевской области. В 2018 году запланирован ввод 2 млн. м² жилья в энергоэффективном формате, в Могилевской области - 175,4 тыс. м² жилья.

До конца 2020 года планируется ввести в эксплуатацию более 8,5 млн. м² энергоэффективного жилья.

С 2016 года по сентябрь 2018 г. в нашей области введено 294,928 тыс. м² индивидуальных жилых домов или 36,7% от общего объема введенного жилья.

С 2016 года по сентябрь 2018 г. в Кричевском районе введено 5,869 тыс. м² индивидуальных жилых домов или 52,0% от общего объема введенного жилья.

Объемы ввода индивидуальных жилых домов в Могилевской области

Годы

Ввод жилых домов,

тыс. м² общей площади

Ввод индивидуальных жилых домов в общем объеме ввода, %

Всего

в т.ч. индивидуальных

2016

322,524

110,071

34,1

2017

279,27

105,942

37,9

январь -сентябрь 2018

202,549

78,915

39,0

Итого

804,343

294,928

36,7

Объемы ввода индивидуальных жилых домов в Кричевском районе

Годы

Ввод жилых домов,

тыс. м² общей площади

Ввод индивидуальных жилых домов в общем объеме ввода, %

Всего

в т.ч. индивидуальных

2016

5,450

2,400

44,0

2017

3,151

2,039

64,7

январь -сентябрь 2018

2,677

1,430

53,4

Итого

11,278

5,869

52,0

В 2017 году площадь построенных квартир в среднем составляла 77,5 м² общей площади, тогда как в индивидуальных жилых домах - 174,5 м².

В Могилевской области в перечни свободных (незанятых) включено 4 112 земельных участков общей площадью 760 га, расположенных в районах существующей жилой застройки с необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, которые могут быть предоставлены для строительства одноквартирных, блокированных жилых домов, в том числе в городах - 480 участков (65 га), в сельских населенных пунктах - 3 632 участка (695 га).

В очереди на получение земельных участков состоят в целом по республике 62,2 тыс. граждан, в Могилевской области - 5 290 граждан, из них 4 679 - нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В Кричевском районе в перечни свободных (незанятых) включено 48 земельных участков общей площадью 7,8467 га, расположенных в районах существующей жилой застройки с необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, которые могут быть предоставлены для строительства одноквартирных, блокированных жилых домов, в том числе в городе - 20 участков (2,8467 га), в сельских населенных пунктах - 28 участков (5 га).

Очередь на получение земельных участков в Кричевском районе отсутствует.

Как сообщил 31 октября 2018 г. журналистам Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Кухарев В.Е., "в Беларуси намерены строить частные дома, где 1 м² будет стоить $300 в эквиваленте без отделки. Домостроительные комбинаты уже разработали типовые проекты индивидуальных жилых домов. Правительство рассчитывает, что домостроительные комбинаты в целом будут активнее на рынке жилья. Практически все они сегодня модернизированы, имеют возможность строить комфортное жилье по новейшим технологиям".

Для застройки приусадебных земельных участков белорусам будет достаточно единожды обратиться в местный исполком за получением градостроительного паспорта, в котором будет приведен перечень всех возможных хозяйственных построек и обозначены зоны их размещения. Это предусмотрено новой редакцией Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Правительства от 31 октября 2018 г. № 785, которое вступит в силу с 16 февраля 2019 г.

****

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в ходе состоявшегося 23 ноября 2018 г. республиканского семинара-совещания о повышении эффективности строительного комплекса страны поставил задачу за два года ликвидировать образовавшуюся очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий среди многодетных семей. "Вместе с банками определите необходимые источники финансирования, ликвидируйте образовавшуюся очередь и выйдите на обеспечение многодетных семей жильем в течение одного года, как это предусмотрено Указом № 13", - поручил Глава государства.

А.Г.Лукашенко также потребовал пересмотреть программы жилищного строительства, максимально увеличив долю арендного жилья с привлечением финансов предприятий и организаций. По его словам, развитие рынка арендного жилья будет способствовать привлечению молодых специалистов в малые и средние города Беларуси. "Наиболее активно нужно строить там, где есть перспективы, развивается промышленность. Например, как это делается в Островце", - добавил белорусский лидер.

Глава государства предостерегает от автоматического увеличения стоимости квадратного метра в связи с ростом зарплат. "Задачей Правительства остается сохранение формулы "один квадратный метр с господдержкой не выше среднемесячной заработной платы", - заявил А.Г.Лукашенко.

Глава государства также считает недопустимым превращать в "каменные джунгли" микрорайоны-новостройки, так как многоквартирные кварталы часто строятся по принципу "меньше затрат - больше прибыли". "Год следующий на решение проблемы озеленения жилых районов", - сказал Президент. При этом Минстройархитектуры поручено установить обязательные правила по созданию комфортной среды в микрорайонах-новостройках.

А.Г.Лукашенко раскритиковал типовое проектирование социальных объектов. По его словам, "типовыми могут быть промышленные здания, сооружения, трансформаторные подстанции, котельные. Но детские сады, школы и прочие социальные объекты должны быть оригинальными".

Глава государства также высказал претензии к качеству и срокам разработки проектной документации и поручил принять меры по повышению ответственности ее разработчиков.

Обращаясь к участникам семинара, Президент Республики Беларусь подчеркнул: "В первую очередь надо решать земные вопросы, которые волнуют людей... Порядок нужно навести везде. Мы умеем и знаем, как работать".

Комитет по архитектуре и строительству облисполкома

Отдел архитектуры и строительства райисполкома

3. По вопросу: ФОРМИРОВАНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ СУВЕРЕННОЙ БЕЛАРУСИ:

К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ БССР

Доложила Стебихова Виктория Васильевна - главный специалист отдела идеологического работы, культуры и по делам молодежи

Становление белорусской государственности на советской основе происходило в чрезвычайно сложных геополитических условиях, развязанной Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. Своеобразной точкой отсчета формирования белорусской государственности на советской основе является Первый Всебелорусский съезд, созванный в декабре 1917 г. с разрешения и при финансовой поддержке правительства Советской России.

Избранному на данном съезде органу в соответствии с заключенным соглашением должна была перейти вся полнота власти на территории Беларуси. В резолюции съезда отмечалось, что делегаты, «закрепляя свое право на самоопределение, завоеванное Российской революцией», постановили «выделить из своего состава орган краевой власти в лице Всебелорусского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов». Исходя из данного документа, речь шла о возможности создания советской формы белорусской государственности. Но в результате насильственного разгона Первого Всебелорусского съезда процесс конституирования белорусской государственности был прерван.

Однако данный вопрос не был снят с повестки дня. Деятели левого крыла белорусского национального движения вошли в состав Белорусского национального комиссариата (Белнацкома), который и заложил основы будущей белорусской советской государственности. Вместе с белорусскими секциями РКП(б) Белнацком вел политическую и культурно-просветительскую работу среди белорусов на территории Советской России. Его представители опекали беженцев, брали на учет белорусские организации и учреждения, эвакуированные во время Первой мировой войны, открывали белорусские школы и клубы, издавали литературу на белорусском и русском языках.

Под влиянием этих организаций идея реализации белорусской национальной государственности на советской основе приобретала все более широкую поддержку, что находило отражение в принятии соответствующих резолюций белорусскими собраниями, конференциями и съездами.

Решающим шагом на пути национально-государственного самоопределения Беларуси на советской основе явились решения конференции белорусских секций РКП(б), состоявшейся 21-23 декабря 1918 г. в Москве. Конференция признала необходимым создание Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси. Было избрано Центральное бюро белорусских секций РКП(б) из 5 членов (Д. Жилунович (председатель), Ф. Балбеко, И. Нецецкий, М. Драко-Дракон, А. Червяков) и 1 кандидата (И. Дыло).

Фактически вопрос о самоопределении Беларуси получил свое разрешение в последнюю неделю декабря 1918 г., когда Центральное партийное и советское руководство согласилось на провозглашение независимой Социалистической Советской Республики Беларуси.

30 декабря 1918 г. единогласно было принято отдельное постановление о территории Беларуси. Согласно документу основным территориальным ядром республики считались губернии Минская, Смоленская, Могилевская, Витебская и Гродненская с прилегающими к ним местностями соседних губерний, населенных преимущественно белорусами.

Вечером 1 января 1919 г. было окончательно сформировано Временное рабоче-крестьянское правительство Беларуси, председателем правительства был утвержден Д. Жилунович. Вечером же 1 января 1919 г. по радио был обнародован Манифест Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси и в ночь с 1 на 2 января напечатан. В тексте Манифеста Беларусь провозглашалась «свободной независимой Социалистической Республикой», закреплялись основные положения ее общественного и политического строя.

Уже 5 января 1919 г. правительство Социалистической Советской Республики Беларуси (ССРБ) переехало из Смоленска в Минск. На первом же заседании 7 января правительство ССРБ приняло решение о созыве I Всебелорусского съезда Советов, в целях юридически-правового оформления факта образования республики.

Однако практическое строительство белорусского советского государства было осложнено принятым решением Пленума ЦК РКП(б) от 16 января 1919 г. о передаче Витебской, Могилевской и белорусской части Смоленской губернии в состав РСФСР и последующим созданием унитарной Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики на основе объединения Минской и Гродненской губерний с Литвой.

2-3 февраля 1919 г. состоялся I Всебелорусский съезд Советов, на котором Я. Свердлов зачитал постановление ВЦИК РСФСР от 31 января 1919 г. о признании независимости Социалистической Советской Республики Беларуси. Таким образом, Советская Россия стала первым государством, которое на официальном уровне признало государственную независимость Беларуси. Съезд принял первую Конституцию республики, а также декларации об установлении федеративных связей с РСФСР и объединении Советских Социалистических Республик Беларуси и Литвы в единое государство.

27 февраля 1919 г. в Вильно на объединенном заседании ЦИК Советских Социалистических Республик Беларуси и Литвы было принято решение об объединении республик и избрано общее правительство - Совет Народных Комиссаров. 2 марта 1919 г. Совет Народных Комиссаров утвердил официальное название - Социалистическая Советская Республика Литвы и Беларуси (ССРЛиБ).

Негативное влияние на государственное строительство оказала польско-советская война. Только после освобождения территории Беларуси от польских интервентов в июле 1920 г. советским руководством под влиянием деятелей левого крыла белорусского национального движения было решено повторно провозгласить Советскую Социалистическую Республику Беларусь. Торжественное провозглашение ССРБ состоялось 31 июля 1920 г. в Минске в помещении городского театра.

С одной стороны, повторное провозглашение ССРБ явилось продолжением реализации курса на самоопределение белорусской нации и образование союзного государства. С другой стороны, это было фактическое признание советским руководством ошибочности создания ССРЛиБ, которая юридически перестала существовать после заключения российско-литовского мирного договора 12 июля 1920 г.

18 марта 1921 г. был подписан «окончательный сильный, честный и основанный на взаимном согласии мир», как подчеркивалось в преамбуле договора. К Польше отошла территория Беларуси размером 98 815 км2 с населением 3 171 627 человек, что составляло почти половину этнической территории белорусов.

Как суверенное государство ССРБ существовала после второго провозглашения в пределах только шести уездов (Бобруйский, Борисовский, Игуменский, Мозырский, частично Минский и Слуцкий) бывшей Минской губернии. Ее площадь составляла только 52,4 тыс. км2, а население около 1 544 000 человек.

Интеграционный процесс получил дальнейшее развитие в период мирного строительства и восстановления хозяйства. В конце 1922 г. движение за объединение советских республик в единое государство вступило в заключительный этап. Важным политическим событием явился IV Всебелорусский съезд Советов, состоявшийся 14-18 декабря 1922 г., на котором были приняты «Основные пункты Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В этом документе отмечалось, что «Республики: РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация (Грузия, Азербайджан, Армения) объединяются в одно союзное государство под названием «Союз Советских Социалистических Республик», причем за каждой из этих республик остается право свободного выхода из Союза». Уже 30 декабря 1922 г. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик был принят I съездом Советов СССР. В нем заявлялось, что РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР «заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик».

Важным этапом для дальнейшего успешного развития белорусской государственности был период ее существования в составе Советского Союза. Подчеркнем, что Советская Беларусь стала одной из республик-основательниц СССР и центром собирания белорусских земель и белорусского народа в едином белорусском государстве. В марте 1924 г. и декабре 1926 г. в результате возвращения восточнобелорусских территорий из состава РСФСР в состав БССР вошли уезды Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, в которых преобладало белорусское население.

На пути эволюционного развития белорусская государственность пережила в 1921-1939 гг. трагедию территориального раздела, которая завершилась актом исторической справедливости - воссоединением белорусского народа осенью 1939 г.

Нападение нацистской Германии и ее союзников на СССР в июне 1941 г. поставило под вопрос дальнейшее существование (даже биологическое) многих народов Советского Союза, в том числе и белорусского.

Только благодаря невиданной стойкости, мужеству и самопожертвованию советского народа была достигнута Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., которая позволила отстоять государственность Советского Союза, в том числе и Белорусской Советской Социалистической Республики.

Одним из значимых достижений советского периода развития республики явилось то, что государственность Беларуси получила международное признание и мощный социально-экономический импульс, который обеспечивал дальнейший прогресс страны. Уже в 1945 г. БССР стала одним из основателей ООН, получив тем самым мировое признание со стороны других государств и народов.

Так, к июлю 1945 г. в республике было восстановлено более 8 тыс. промышленных предприятий, мастерских, артелей. К февралю 1946 г. было восстановлено более 10 тыс. км. железных дорог, 1735 мостов. Со второго полугодия 1944 г. стали работать 72 электростанции.

Народ республики работал с большим энтузиазмом. Его усилиями промышленность БССР по объему валовой продукции превысила довоенной уровень на 15 %, причем в Западных областях Беларуси почти в 2 раза.

В 1951-1955 гг. в Беларуси вошло в строй 150 крупных промышленных предприятий и более 200 средних и мелких. В их числе были Минские подшипниковый и часовой заводы, радиозавод, завод отопительного оборудования, камвольный комбинат, завод швейных машин в Орше, Витебская шелкоткацкая фабрика и др. За годы пятилетки валовой объем промышленной продукции увеличился более чем в два раза, при этом продолжался преимущественный рост тяжелой индустрии.

Активно строились средние школы, преобразовывались семилетние в средние, их количество выросло за эти годы с 761 до 1447, а контингент учеников вырос с 429 900 до 632 600 человек, улучшился учительский состав. Если в 1944/45 учебном году в школах Беларуси работало лишь 19,7 % учителей с высшим и неполным высшим образованием, то в 1950-1957 гг. - уже 30,2 %, а в 1955-1956 учебном году такое образование имели около 50 % учителей.

Восстанавливалась высшая школа республики. В 1945 г. из 25 довоенных вузов работало 22. Открывались новые высшие учебные заведения, в их числе - Минский институт иностранных языков, Брестский, Полоцкий педагогические и Гродненский сельскохозяйственный институты.

В послевоенные годы продолжалась творческая деятельность Я.Брыля, И. Мележа, И. Шамякина и др. В числе лучших произведений тех лет - романы И. Шамякина «Глубокое течение», И. Мележа «Минское направление», М. Лынькова «Незабываемые дни» и другие.

В середине 50-х гг. в мире началась научно-техническая революция, которая открывала возможности комплексной автоматизации производства, использования ЭВМ, новых источников энергии, материалов и т. д. Эти процессы затронули и экономику Беларуси: ускоренными темпами развивалось машиностроение, энергетика, происходило внедрение в народное хозяйство новейших достижений науки и техники. За 1955-1958 гг. на предприятиях республики было установлено около 200 поточных линий, освоен выпуск почти 300 новых типов станков. Минский автомобильный завод начал выпуск 25-тонных самосвалов. На Могилевском металлургическом заводе в 1957 г. был выпущен первый белорусский прокат.

В 1959-1965 гг. в республике ускоренными темпами развивались приборостроение, электроника, радиоэлектроника, машиностроение. Была введена в строй Березовская электростанция, что дало возможность создать единую Белорусскую энергосистему. Вступили в строй Первый калийный комбинат в Солигорске, Гродненский азотнотуковый, Полоцкий нефтеперерабатывающий заводы и другие.

За 1970-1985 гг. было введено в действие более 186 промышленных предприятий. Продолжалась концентрация производства. В 1980 г. в Беларуси действовало около 200 производственных и научно-производственных объединений.

С начала 70-х гг. начался переход к всеобщему среднему образованию. Тогда же на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием перешли профтехучилища республики. Если в 1965 г. среднее образование получили 50 тыс. человек, то в 1985 г. - около 170 тыс. Дальнейшее развитие получило высшее и среднее специальное образование. За 1960-1985 гг. количество средних специальных заведений увеличилось с 102 до 139, а учащихся в них - с 62,6 тыс. до 160 тыс.

Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в этот период содействовало появлению новой плеяды литераторов - А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др.

В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова «Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Третья ракета». Известными стали романы И. Шамякина «Сердце на ладони», «Возьму твою боль».

Историческая тема нашла свое отражение в произведениях В. Короткевича «Дикая охота короля Стаха», «Черный замок Ольшанский». На сценах театров с успехом шли пьесы А. Макаенка «Лявониха на орбите», «Извините, пожалуйста», И. Мележа «Люди на болоте», А. Дударева «Порог» и «Вечер».

Именно в период БССР был заложен прочный общественно-политический, экономический и культурный фундамент белорусской национальной государственности, который выдержал испытание временем, создал надежную основу для строительства суверенной Республики Беларусь.

Национальная академия наук Беларуси

4. По теме БЕЗОПАСНЫЙ НОВЫЙ ГОД проинформировал

Сигаев Юрий Николаевич - инспектор инспекции надзора и профилактики Кричевского РОЧС

За 11 месяцев 2018 года в Могилевской области произошло 679 пожаров, унесшие жизни 62 человек, в том числе 3 детей. Травмировано 28 человек, в том числе 2 ребенка. Основными причинами возникновения пожаров послужило: неосторожное обращение с огнём - 251 пожар; нарушение правил устройства и эксплуатации отопительного оборудования - 165; нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования - 126; детская шалость с огнем - 5.

На водоемах уже появилась ледяная кромка. Жажда первой зимней рыбалки, хруст льдинок под ножами ледобура и долгожданная первая рыбка из лунки, все это отодвигает здравый смысл и безопасность на задний план. Результат такой беспечности плачевен.

Пример: В Мстиславском районе на реке Кошанка утонул 59-летний житель Орши. Он с друзьями рыбачил в темное время суток на тонком льду реки. В какой-то момент компания осознала, что с ними нет друга, пошли искать и нашли в полынье. Тело рыбака из воды вытащили водолазы. Специалисты говорят, что толщина льда на водоеме была около 5 сантиметров, лед был в промоинах.

Для того, чтобы не повторять трагических ошибок, необходимо знать:

безопасным для человека считается лед толщиной не менее 7 см. Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета - прочный, белого - прочность его в 2 раза меньше, матово белый или с желтоватым оттенком - ненадежен;

в устьях рек и протоках прочность льда ослаблена, непрочен лед и в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а так же в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша;

если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.

НЕЛЬЗЯ! Собираться группами на отдельных участках льда; приближаться к промоинам, трещинам, прорубям на льду; переходить водоем по льду в запрещенных местах; выезжать на лед на мотоциклах, автомобилях вне переправ, а также скатываться на санках, лыжах с крутых берегов на тонкий лед.

Распоряжением Могилевского областного исполнительного комитета «О некоторых мерах по обеспечению запрета выхода на лед» во время ледостава запрещено выходить на водоемы, пока толщина льда не достигнет 7 см, а также в период активного таяния и разрушения льда. Сотрудники ОСВОДа, МЧС и УВД будут проводить совместные рейды по выявлению нарушителей.

Что делать, если Вы провалились в холодную воду? Не паникуйте, не делайте резких движений, сохраните дыхание. Раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение. Попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед. Если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите в ту сторону, откуда пришли, ведь здесь лед уже проверен на прочность.Не останавливаясь, идите к ближайшему жилью. Отдохнуть можно только в тёплом помещении.

Стали свидетелем подобной ЧС? В первую очередь оцените обстановку. Подумайте, сможете ли помочь человеку, провалившемуся под лед, самостоятельно. Или лучше позвать кого-то еще? В том случае, если поблизости никого нет, вооружитесь палкой, шестом, веревкой или доской, ползите к полынье, равномерно распределяя вес вашего тела по поверхности. Приблизившись на максимально возможное расстояние, не ближе 3-4 метров, протяните тонущему палку или веревку. Когда начнете вытаскивать пострадавшего, попросите его работать ногами, так будет значительно легче справиться. Оказавшись вместе со спасенным человеком в безопасности, вызовите «скорую помощь».

В особой зоне риска - дети! И уже есть жертвы:

Пример: 30 октября в 16-45 поступило сообщение о провалившемся под лед ребенке на реке Ипуть в г.Добруш Гомельской области. Два брата-близнеца 2004 г.р. катались на санках и провалились под лед. Один из братьев сразу оказался на глубине, второй самостоятельно выбрался из воды и попытался вытянуть брата, но ему это не удалось - и тогда парень побежал звать на помощь отца. Мужчина также не смог помочь сыну - его унесло течением реки.

Пример: 2 декабря на середине озера в Дрогичине (на расстоянии 500-600 метров от берега) под лед провалился ученик 4-го класса местной школы. Из воды ребенка извлекли рыбаки, которые находились на озере. С диагнозом «общее переохлаждение» школьник был госпитализирован. Выяснилось, что мальчик и его старший брат пошли на озеро кататься на коньках. В один момент пострадавший попал в промоину и провалился под лед.

Во избежание ЧС, усильте контроль за своими детьми, постоянно отслеживайте их местонахождение, объясните опасность игр на водоемах, коварство кажущегося прочным льда. Сделайте все возможное во избежание беды.

Приближаются рождественские и новогодние праздники. Радуясь празднику, не забывайте о безопасности.

Разрывы и всполохи пиротехники - зрелище, конечно, впечатляющее, но совсем не безопасное. По данным Минздрава, в прошлый Новый год в Беларуси от пиротехники пострадали 64 человека, 18 из которых были госпитализированы.

Покупайте пиротехнические изделия только в специализированных магазинах. При покупке обратите внимание на сроки годности. Инструкция по применению должна быть на русском или белорусском языке. Обратите внимание на целостность заводской упаковки - повреждений на ней быть не должно. Перед применением внимательно изучите инструкцию.

Храните пиротехнические изделия вдали от нагревательных приборов в недоступном для детей месте. Также не стоит использовать для хранения влажные помещения.

Нельзя переносить пиротехнику в карманах, под одеждой, хранить без упаковки, а также разбирать или переделывать изделие.

Запускайте пиротехнические изделия только на открытом воздухе. Отойдите на безопасное расстояние от зданий и сооружений, а также автомобилей. Устанавливая фейерверк, салют, обложите их кирпичами, камнями, землей или снегом. Зажигая фейерверк, присядьте и подожгите фитиль на расстоянии вытянутой руки, после чего быстро отойдите на безопасное расстояние. Если пиротехника не сработала, то приближаться к ней можно не ранее чем через 15-20 минут.

Обязательно объясните детям, какую опасность таят в себе пиротехнические изделия, и уж тем более не предлагайте им зажечь петарду либо запустить ракету.

При установке и эксплуатации елки тоже нужно соблюдать правила безопасности. Ель надо обязательно закрепить на устойчивой подставке, при этом ветки и верхушка не должны касаться стен и предметов обстановки. Ковры и ковровые покрытия из-под елки лучше убрать. Безопасным будет место подальше от отопительных приборов, телевизора, батарей. Большинство искусственных елей легко воспламеняются, а при горении выделяют токсичные вещества. Это в большей степени относится к тем из них, которые были выпущены давно, поскольку многие современные ели (как правило, импортные и довольно дорогие) производятся из невоспламеняющихся материалов или пропитаны специальным составом, защищающим их от возгорания. Поэтому лучше искусственную «старую» елку заменить настоящей - и радости больше, и опасности меньше. Но не стоит ее держать слишком долго: она быстро высыхает и может вспыхнуть от малейшей искры.

Лучшее украшение новогодней елки - электрическая гирлянда. Самая главная рекомендация - приобретайте ее в специализированных магазинах. Не оставляйте гирлянду без присмотра - перепады сетевого напряжения или оплавленная изоляция могут спровоцировать пожар.

МЧС по Могилевской области

В ходе встречи работники предприятия задали вопросы членам ИПГ. На заданные вопросы были даны ответы.

Архив новостей: 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009